палка палка два струна, я хозяин вся страна
уже в XVI ст. скрипка была известна в Украине. Да, Г. Хоткевич ссылается на словарь Зизания (1596), в котором вспоминается "скрипица" ; М. Гринченко приводит пример из поборовых реестров конца XVI в., согласно которым в Луцке было взято на учет пять скрипачей; он же говорит, что в конце XVII - началу XVIII ст. в Каменке на Подолье существовал скрипичный цех.
Как отмечает А. Иваницкий, скрипка "пришла в Украину где-то в XVI - XVII ст. - и, в значительной степени, благодаря еврейской эмиграции из Западной Европы" .
В Украине скрипка получила особенно широкое распространение. Это предопределено целым рядом обстоятельств.
Во-первых, скрипка, как уже отмечалось, имеет голос наиболее близкий к человеческому. Украинская же музыка по своей природе особенно напевная, мелодичная, следовательно, ей необходим был именно такой инструмент. Исполнение на скрипке украинских песен и танцев стало особенно органичным, потому что отвечало в первую очередь естественному звукоидеалу украинцев.
Во-вторых, скрипка в Украине - это далеко не заимствованный инструмент. Мы уже знаем, что у украинцев издавна бытовал струнный смычковый инструмент - гудок, и что он, как и ряд других подобных славянских инструментов, был предтечей скрипки. Заметим при случае, что исследователь скрипки А. Агажанов утверждает, что именно гудок был прототипом скрипки.
В-третьих, для украинцев уже было привычным играть на смычковом инструменте с квинтовым строем, и переход на более совершенный инструмент, как и танцы в сопровождении этого нового инструмента, был также естественным явлением.
Без скрипки в Украине не обходился ни один праздник, свадьба. Она входила в состав полковой музыки Войска Запорожского, на ней сопровождали вертепное зрелище и др. В музыкальном быту скрипка использовалась не только как аккомпанирующий инструмент к песням или танцам, в руках народных скрипачей-виртуозов она завоевала роль самостоятельного солирующего инструмента.
Да, талантливые гуцульские скрипачи часто исполняют самостоятельные пьесы развернутого сюжетного характера Один из типичных сюжетов посвящен народному мстителю XVIII ст. Олексе Довбушу. На Гуцульщине есть много вариантов песен и переводов о Довбуша, о том, как мужественно он преодолевал врагов, избегал преследователей, о его самоотверженной любви к красавице Зинке и о ее коварной измене. Народные скрипачи воссоздают в своей музыке многочисленные эпизоды из жизни Довбуша и объявляют для слушателей каждую отдельную тему: "Как Довбуш приходил к реке", "Как Довбуш приходил в Криворовню" и т. д. Исследуя это явление гуцульского музыкального быта, И. Мациевский подчеркивает, что местные жители с большим эмоциональным переживанием слушают такую музыку еще и потому, что знают - дорога к реке играет решающую роль в его судьбе: там он встретит вещего старика, который направит его на путь борьбы за справедливость, а река выбросит ему чудо-топорик, такой необходимый ему в этой борьбе. Слушатели понимают преисполненную драматического и даже трагического напряжения музыку скрипача, который воссоздает тему поступи Довбуша в Криворовню, потому что знают, что это путь к любимой, которая и прижмет его, и выдаст врагам, - это путь к смерти. Воссоздание такой музыки народными скрипачами, как и эмоциональное ощущение ее содержания слушателями, является свидетельством глубокой внутренней музыкальной культуры народа, высокого уровня его эстетики.